В связи с многочисленными обращениями и повышенным интересом к данному вопросу назрела необходимость в общих разъяснениях по вопросу постановки на учет несовершеннолетних граждан в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел РФ, или просто в ПДН. Мы постараемся дать ответы на наиболее волнующие вопросы по данной проблеме....
Многие родители переживают, что постановка на учёт в ПДН, это сравнимо с судимостью и останется на всю жизнь с ребенком, будет негативно сказываться не его учебе, трудовой деятельности и карьере.
Практика и консультации с действующими сотрудниками ПДН позволяют нам сделать вывод о том, что это не так. В период постановки на учёт ПДН, ребенок действительно будет числиться в базе данных, но это глобальная база данных (СООП – система обеспечения охраны общественного порядка).
Это не база данных ГИАЦ МВД России или ЗИЦ или ИЦ, т.е. те базы данных куда делают запросы при устройстве на работу или при поступлении на учебу. Кроме этого, учёт в ПДН является временным и при снятии с учета, информации о ребёнке не будет не только в ГИАЦ МВД России, ЗИЦ или ИЦ, но и в СООП.
Важно понимать, что постановка на учет в ПДН осуществляется по двум направлениям:
1. Постановка несовершеннолетнего на учет в ПДН на основании пункта 50 «Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15.10.2013г. № 845» (далее - Инструкция), с заведением УПД (учетно-профилактическое дело).
В данном случае основания для учета чётко определены пунктами 50.1 – 50.9 и они никак не зависят от субъективного решения сотрудника ПДН, т.к. этот учет применяется в отношении несовершеннолетних, в отношении которых законом установлен факт совершения ими уголовно-наказуемого преступления.
Органы ПДН здесь автоматически выполняют функцию постановки на учет и проведения профилактической работы. Факт совершения преступления устанавливается не инспекторами ПДН, а иными должностными лицами, которые занимаются раскрытием преступлений и привлечением к ответственности виновных.
2. Второй вид учета регламентирован пунктом 49 «Инструкции», при этом учёте заводится УПК (учетно-профилактическая карточка). Здесь основания постановки регламентированы пунктами 49.1 – 49.1.8.
Постановка на учет в ПДН в этом случае не связана с совершением уголовно-наказуемого деяния (преступления) и происходит после принятия решения общественной комиссии по делам несовершеннолетних при муниципальном органе власти.
Т.е. инспектор ПДН как должностное лицо МВД принимает решение уже после и на основании решения «гражданской» комиссии по делам несовершеннолетних в отношении ребенка.
Соответственно, если «гражданская» комиссия принимает решение о том, что действительно несовершеннолетний совершил административное правонарушение, то инспектор ПДН ставит его на учет на основании этого решения.
Чтобы оспорить постановку на учет в ПДН, адвокат несовершеннолетних должен оспаривать решение «гражданской» комиссии по привлечению к административной ответственности в рамках Кодекса об административных правонарушениях.
Порядок обжалования административных правонарушений регламентирован этим кодексом. Если адвокату по делам несовершеннолетних удается оспорить факт привлечения к административной ответственности, то и оснований для постановки на учет в ПДН не будет.
Бывают случаи, когда инспекторы ПДН ставят на учет без решения «гражданской» комиссии. Здесь решения инспектора также можно пытаться оспорить, ведь, как правило, такая постановка на учёт происходит по п.п. 49.1.1.,49.1.2 или 49.1.4 «Инструкции».
Адвокат несовершеннолетних, как правило, может оспорить постановку по п.п. 49.1.1. или 49.1.2 «Инструкции», если не было проведено медицинского освидетельствования ребенка, а доказательства построены, например, на показаниях свидетелей, либо иных сведений, которые попали в распоряжение инспектора ПДН.
Адвокат по делам несовершеннолетних может оспаривать Постановку по п. 49.1.4 «Инструкции» и в силу высокой субъективности данного пункта, фактического отсутствия по нему необходимых законодательных разъяснений.
Кроме того, для постановки на учет в ПДН ребенок должен не просто совершить некое антиобщественное действие, а совершать их систематически, что также требует доказательств. Поэтому, в случае обжалования действий сотрудников ПДН необходимо подавать жалобу в прокуратуру, осуществляющую надзор за соответствующим подразделением ПДН.
Кроме этого, при решении вопроса оспаривания постановки на учет в ПДН можно воспользоваться и п. 51 «Инструкции», которая предусматривает возможность для инспектора своей властью инициировать НЕ постановку на учет.
Это возможно при наличии к этому оснований, перечисленных в п. 51 «Инструкции» и при наличии самого факта обсуждения с инспектором такой возможности. Таким образом, «Инструкция» предусматривает возможность вообще обойтись без обжалования действий инспектора ПДН.
Безусловно, в каждом конкретном случае существуют свои нюансы, поэтому перед началом каких-либо действий по обжалованию, имеет смысл получить дополнительную консультацию адвоката несовершеннолетних.